УЧЁБА В МОСКВЕ
В июне 1912 года Аркадий Пластов отправился в Москву поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое в то время было центром художественной жизни России. Для подготовки к экзаменам он устроился в мастерскую известного художника И.И. Машкова. «У Машкова я пробыл два месяца, - вспоминал Пластов. - Жестоко страдал, когда он бесцеремонно толстенным углём выправлял мои филигранно отточенные карандашом головы, ни во что не ставя мою манеру, так превознесённую в богоспасаемом Симбирске. Но вот и конкурс. Три дня огромного напряжения - и в результате провал. Самолюбию моему и мечтам был нанесён тяжкий удар. Я ужасался и тому, как я буду теперь смотреть в глаза моим симбирским покровителям. Так жестоко обмануть их надежды и веру в себя! Совершенно раздавленный морально, я по чьему-то совету поступаю в скульптурную мастерскую Строгановки вольнослушателем». Два года Пластов учился в знаменитом Строгановском художественно - промышленном училище, основанном в 1825 году графом С.Г. Строгановым. Его педагогами были скульптор С.С. Алёшин и художник театра Ф.Ф. Федоровский. Пластов занимался резьбой по дереву и слоновой кости, литьём из бронзы, копировал из воска и в рисунке орнаменты всех стилей. Но главным была Москва. В своей «Автобиографии» он писал: «Сам не свой брожу по Москве, не во сне, а наяву, но как бы в каком-то дивном сне. Красная площадь, Кремль, соборы, Василий Блаженный, Китай - город,…..и вот она наконец-то Третьяковка. Вот я с глазу на глаз с богами и чудотворцами. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания, это блаженство, от которого я, крепкий, как жила, парень в 19 лет задыхался и еле стоял на ногах».
В 1914 году Пластов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчество на скульптурное отделение. Учился он у знаменитого скульптора С.М. Волнухина, автора памятнику первопечатнику И. Фёдорову в Москве. Учениками Волнухина в разное время были Н.Андреев, А. Голубкина, С. Конёнков, С. Эрзя. Занятия скульптурой много дали Пластову, сформировали его как художника. В «Автобиографии» Пластов писал:
«Три года я был в Училище, кончил головной, фигурный и натурный классы. Обстановка была - лучше не придумать. Споры об искусстве, выставках, театрах….  На лето уезжал в свою Прислониху, писал этюды, постигал премудрость передачи
действительности с большой точностью, до натуралистической сухости. Много рисовал по анатомии. Волнухин, Пастернак, Корин, Ап. Васнецов, Архипов, Степанов - вот мои учителя».
На летних каникулах Аркадий, как и прежде, наведывался в Симбирск к своему учителю и другу, известному художнику и краеведу Дмитрию Ивановичу Архангельскому. В Симбирском первом высшем начальном училище он преподавал рисование. Начиная с 1914 года в этом здании по улице Гончарова дом 16, построенном в 1913 году по проекту архитектора А.П.Максимова, Дмитрий Иванович организовывал выставки работ своих учеников. Центральное место в экспозиции занимали  произведения московского студента Аркадия Пластова.
Многочисленные отзывы в местной печати предрекали молодому живописцу блестящее будущее, все произведения с выставок приобретались почитателями его таланта. Именно здесь, к Пластову пришёл первый значительный успех.
Не случайно именно в этом здании 15 ноября 2010 года был открыт музей Аркадия Александровича Пластова.
Летом семнадцатого года Аркадий Пластов думает о поступлении в Петроградскую Академию художеств и даже отправляет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества письмо с просьбой прислать ему удостоверение в том, что он имеет право поступать в Академию. Ответа из Москвы не последовало. Приехав осенью 1917 года на занятия в Училище, Пластов «наткнулся совершенно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах ». Аркадий напишет, -
«Я уразумел, наконец, что революция в такой стране, как тогдашняя Россия, - процесс, который по своему размеру и значению подобен смене геологических эпох в жизни нашей планеты, и что сейчас мало быть только художником, но надо быть ещё и гражданином».
Пластов был далёк в те годы от политики и от серьёзной революционной борьбы. Но пройдёт время - и эти едва пробуждающиеся в душе молодого художника гражданские чувства перерастут в сознательную общественную деятельность. Молодой художник увидел Москву с её лучшей стороны: в кипении народных толп, в сшибке характерных судеб, в прекрасных традициях неукротимой, чем-то напоминающей запорожцев, студенческой вольницы, в блеске талантов истинно демократических и народных.  Аркадий Пластов понял и воспринял златоглавую Москву поистине столицей русской и увёз из неё ярчайшие жизненные и художественные впечатления.

Жизнь и судьба ...

Хостинг «Джино»
Domain Analysis
Счетчик тИЦ и PR
При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
09.2011 Создан  t-444  на основе программы  WYSIWYG Web Builder  Copyright © Тишкин Ю.Д. Все права защищены